Доступная среда
Реализация права на образование лиц с умственной отсталостью
На 2022-2023 учебный год в центре скомплектовано 33 класса с общим количеством детей – 269 . Из них 154 человека дети – инвалиды и инвалиды старше 18 лет (57 %). А так же 7 дошкольных групп с общим количеством детей – 47. Из них 19 человек – дети-инвалиды (41%).
Обеспечение доступного качественного образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одной из основных задач ГКОУ «МОЦО №1».
В ГКОУ «МОЦО №1» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
· реализация АООП (вариант 1 и вариант 2), а так же СИПР для учащихся со сложной структурой дефекта и учащихся индивидуального обучения;
· осуществление различных форм обучения по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей): :
- индивидуальное обучение на дому,
-комбинированное обучение по гибкому графику;
-классно-урочное обучение
· комплексный подход по организации коррекционной работы с привлечением специалистов: педагог-психолог, дефектолог, соц. педагог ,учитель-логопед и медицинские работники (врач-психиатр,врач –педиатр, медицинская сестра по массажу, ЛФК);
· использование специальной аппаратуры «БОСС», «СУВАГ» и компьютерных программ для осуществления коррекции развития учащихся.
В учреждении организованы специализированные классы для разных категорий детей:
-2 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-1 класс для детей с множественными тяжелыми нарушениями развития;
-4 класса для учащихся с РАС
В связи с этим в центре разработаны 8 вариантов учебных планов, позволяющих оптимально осуществлять обучение детей в соответствии с их диагнозами.
Для детей ДДИ и ПНИ организовано обучение как на базе центра (14 человек), так и на базе ДДИ (25 человек). В центр учащиеся подвозятся на специализированном транспорте и обучаются по всем предметам учебного плана, включая внеурочную деятельность. В детском доме осуществляется индивидуальная работа с каждым ребенком в соответствии с индивидуальной программой развития, разработанной педагогами учреждения.
В 2022 году учреждение осуществляет работу по ФГОС для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Организация комплексной учебной и внеурочной деятельности для детей данной категории является обязательным условием для реализации ФГОС. В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное (программы: «Разговоры о важном»), общекультурное (программы: «Островок потешек и сказок», «Её величество сказка», «Путешествие в страну книг», «Здоровый образ жизни», «Волшебная мастерская», «Киноуроки», «Урок добра», «Юный книголюб», «В мире прекрасного»), социальное (программы: «Мудрость сказок»», «Я познаю мир», «Школа добра», «Азбука вежливости», «Красота вокруг нас», «Школьный репортёр», «Информатика вокруг нас», «ПоделКино», «Тропинка к своему Я», «Сохраним планету») и спортивно-оздоровительное (программы: «Кенгуру», «Флорбол», «Весёлая ритмика»).
Также для учащихся во внеурочное время организованы кружки: декоративно-прикладного творчества «Сувенир», «Бисероплетение», «Палитра», естественнонаучного направления «Самородок», спортивные секции «Футбол», «Баскетбол».
С целью всестороннего развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни, профилактики правонарушений среди учащихся проводятся встречи со специалистами учреждений здравоохранения, культуры, спорта. Сетевое взаимодействие организованно с более чем с 25 организациями города. Важнейшим условием для обеспечения равных прав на образование детей-инвалидов является создание условий доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. № 1309 утвержден Порядок их обеспечения специализированным оборудованием. Данная работа в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в системе осуществляется в учреждении . С этой целью в « МОЦО №1»
-установлен пандус на центральном крыльце здания;
-приобретены 2 механических подъемника для лестничных маршей;
-приобретен специализированный автобус для подвоза детей-инвалидов;
-приобретены бамперболы для проведения адаптивной физ-ры;
-приобретены планшеты для детей с недоразвитием речи;
-приобретены тренажеры-вертикализаторы «Ардос» для детей с ДЦП;
-комплект робототехники для организации коррекционной работы.
-комплект оборудования для гравировки для индивидуальной работы по трудовому профилю.
-современное интерактивное оборудование.
Дошкольное подразделение оказывает услуги детям-инвалидам с 2,5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальными нарушениями лёгкой, умеренной и тяжелой степени, а также детям со сложной структурой дефекта, детям с нарушением слуха, детям с ДЦП, детям с задержкой психического развития.
Работа с детьми-инвалидами осуществляется по направлениям:
1.Организация педагогического процесса с учетом индивидуального психофизического развития.
2.Создание условий для интеграции в образовательную среду.
3.Просветительская работа с родителями детей, оказание им помощи и поддержки.
4.Лечебно-оздоровительная работа.
5.Обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации.
6. Кадровое обеспечение образовательно-воспитательной работы
7. Своевременная методическая, диагностическая и консультативная помощи семьям по вопросам воспитания.
В дошкольном подразделении созданы специальные условия обучения и воспитания детей-инвалидов для наиболее эффективной коррекции их развития. Такие как:
-бесплатное 5-ти разовое питание;
- бесплатное оказание медицинских услуг;
- бесплатный массаж для детей;
- физиотерапевтическое лечение (процедуры);
-бесплатная психолого-педагогическая помощь специалистов (дефектолог, психолог, сурдопедагог, логопед, инструктор по лечебной физической культуре, специалисты, имеющие курсы повышения квалификации по коррекции имеющихся нарушений);
-групповая и индивидуальная форма НОД с использованием специальных приемов, методов и технических средств обучения;
-пространственно-развивающая среда в группах по типу зональности;
- сенсорные комнаты;
- специальная звукоусиливающая аппаратура СУВАГ (Франция), для детей с нарушением слуха и речи;
-комплектование групп в соответствии с санитарными нормами (12 человек в группе с легкой умственной отсталостью, 5 человек в группе для детей со сложной структурой дефекта, 5 человек в группе кратковременного пребывания (дети с ЗПР, умеренной умственной отсталостью и с ДЦП) 9 человек в группе с нарушение слуха, 12 человек в группе для детей с задержкой психического развития;
-Для успешной адаптации и социализации детей-инвалидов в дошкольном подразделении разработан ряд мероприятий:
-пребывание ребенка совместно с родителями (при трудной адаптации);
-включение ребенка в среду дошкольников с более высоким уровнем интеллектуального развития (в группе с лёгкой умственной отсталостью обучались 3 ребенка-инвалида);
- проведение совместных праздников, с участием родителей;
- ежегодное участие в областном фестивале «Душа всегда свободна»;
- ежегодное участие в благотворительном празднике «Белый цветок»;
- приглашение артистов кукольного театра, цирковой студии, коллективов художественной самодеятельности города;
- посещение детского юношеского центра чтения;
- участие в мероприятиях, посвященных всероссийской декаде инвалидов.
- организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей);
- заочное консультирование по письменному обращению через официальный сайт образовательного учреждения;
- проведение диагностической и коррекционной работы с родителями (законными представителями) и детьми- инвалидами.
Одной из составляющей успешной коррекционной работы является лечебно-оздоровительная работа, проводимая по итогам диспансеризации и медицинских осмотров. В полном объеме проводится профилактическая работа, иммунизация и витаминизация детей. В течение года дети-инвалиды проходят реабилитационный курс массажа и физиопроцедуры в медицинском блоке дошкольного подразделения.